Муниципальное бюджетное учреждение «Историко-краеведческий музей»муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан Конкурс научно-исследовательских работ «Пишем историю вместе»

Номинация «Трудовые династии»

Название темы

170 лет за учительским столом

Петрова Анна Алексеевна,

3 курс ФГБОУ ВО Мгхпа им. С.Г.Строганова, филиал Абрамцевский художественно-промышленный колледж им. В. М. Васнецова

Руководитель: Петров А.К., генеалог

Малоярославец, 2019


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

В нашей семье большое значение придается изучению семейной истории, сохранению памяти о предках. Мы ездим к дальним и ближним родственникам, посылаем запросы в архивы и по крупицам собираем сведения о том, как жили предки и чем занимаются наши родственники в современности.

Некоторое время назад мы для себя вновь открыли Максимову Татьяну Константиновну, связь с которой поддерживал Никита Константинович. После его ухода из жизни в 1995 году, сведения о ней были нами утрачены.

Пообщавшись с сотрудниками школьного музея города Белебей, мы выяснили, что Татьяна Константиновна - заслуженный учитель, очень известна как педагог и наставник. В городе в ее честь названа улица и ей присвоен статус почетного гражданина города.

Яркая жемчужина педагогики Татьяна Константиновна легла в основу данной работы.

Цель работы: выяснить, является ли Максимова Татьяна Константи-новна представителем учительской династии? Или она уникальна в своем роду.

Профессиональная династия – это несколько поколений одной семьи, занимающихся на высоком уровне деятельностью в одной или близких обла-стях. Т.е. для положительного ответа на поставленный вопрос нам необходимо выявить учителей во многих поколениях нашего рода.

Подтвержденная учительская династия в совокупности с аналогичными исследованиями других авторов может помочь подтвердить или наоборот опровергнуть наличие родовых предрасположенностей и талантов к учитель-ству.

    Для достижения цели нам необходимо решить следующие задачи:
  1. Исследовать генеалогическое древо, к которому относится Татьяна Константиновна.
  2. Выявить ее родственников, которые работали учителями, либо, имея официально другую профессию, проявили явные педагогические таланты.
  3. Проверить, выполнены ли критерии профессиональной династии для исследуемого рода.
    В работе использованы следующие методы:
  1. Опрос родственников, особенно представителей старших поколений
  2. Изучение фотографий и документов в семейных архивах представи-телей рода.
  3. Изучение доступных в печатных изданиях и сети Интернет материалов о родственниках
  4. Поиск документов о членах семьи в различных государственных и ведомственных архивах, а так же в архивах различных учреждений.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Для удобства читателя в приложении №1 помещено генеалогическое древо рода Максимовых, с помощью которого легко отследить родственные отношения между упоминаемыми далее персонами.

Воспоминания сестер Смирновых.

Рассказ Смирновой Натальи Константиновны:

Мой прадед Николай Андреевич Максимов закончил три факультета Казанского университета. За живой ум и эрудицию друзья называли его «Сократ». Николай Андреевич был заместителем директора семинарии в Казани. Преподавал математику. Так же он свободно говорил по-татарски.

Дедушка был любимым архитектором Николая II. После революции он не признал советскую власть и самостоятельно обучал детей. Его сын Арсений, не имея официального образования и пользуясь только знаниями, полученными от отца, успешно работал главным архитектором города Кёнигсберга (Калининграда). Я не смогу рассказать так хорошо, как записала моя сестра Машечка – почитай ее статью «По вере вашей».

Я сама окончила Суриковский институт. Мы с сестрой всю жизнь были художниками. Я иллюстрировала детские книжки. Сестра – создавала рисунки на тканях. А еще духовенством московской епархии очень ценятся подарочные расписные деревянные яйца, которые Машечка расписывала к пасхе.

Одновременно с иллюстрированием книжек, я преподавала в художественной школе. А с возрастом, когда ходить стало сложно, меня очень вы-ручили заочные курсы художников. На наших курсах студенты присылали работы, а в ответ получали их с подробной рецензией и рекомендациями.

По рекомендации Натальи Константиновны были изучены статьи ее покойной сестры Марии, постриженной в монашество с именем Ксения «По вере вашей» (1) и «Близость мира невидимого» (2). Из статей выяснилось, что Николай Андреевич ко времени революции 1917 года переехал в Белебей и там так же работал преподавателем в мужской гимназии. Кроме того, он на дому преподал своей внучке полный курс гимназического образования.

Семейный архив и рассказ Максимовой Е. Н.

Максимова Екатерина Никитична (пос. Кратово Раменского р-она Мос-ковской области) бережно сохранила большую коллекцию семейных фото-графий конца XIX и XX века. Некоторые из фотографий содержат подробные комментарии, написанные ее отцом Никитой Константиновичем.

Среди фотографий есть качественные портреты старших представителей рода, использованные для иллюстрации древа. Для нашего исследования ценной оказались 2 фотографии отца Максимовой Татьяны Константиновны – Константина Николаевича в морской форме. На одной так же имеется подпись «гардемарин Костя»

Сама т. Катя рассказала:

В 1920-е годы Екатерину Николаевну привлекли к реализации проекта Города-сада. Она участвовала в проектировании Казанского вокзала. До этого бабушка некоторое время работала преподавателем. Посмотри страницу ее трудового списка. Там написано «с 1921 по 1922 год препо-давала спец. предметы в технической школе города Белебея и в 9-ти летке преподавала физику»

Павел Никитич Максимов, уже имея высшее образование (МЭИ), окончил Университет Марксизма - Ленинизма по курсу "Международные отношения". После чего в течение ряда лет преподавал в системе полит-образования.

Я сама окончила факультет кибернетики МИФИ. 17 лет проработала научным сотрудником в НИИ Высшего Образования при Минвузе. Одновре-менно с этим преподавала в МГТУ им. Баумана компьютерную грамотность на курсах повышения квалификации руководящих работников Минвузов союзных республик. Затем в течение 20 лет была преподавателем по автоматизации производства на базе ЭВТ и преподавателем по информационным технологиям в колледже.

Награждена Почётной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации

Личный архив и воспоминания Петрова Л.Б.

В личном архиве Петрова Леонида Борисовича (г.Назарово Красноярского края) сохранилась трудовая книжка Серафимы Николаевны Петровой, в которой отражена ее трудовая карьера как учителя. Книжка заведена в 1938 году и упоминает набор справок, подтверждающих 22 летний стаж работы до заведения трудовой, и предоставленный в отдел кадров Стеклозаводской школы при заведении книжки. Дальнейшая карьера состоит из преподавания немецкого языка в школах Емельяновского района Красноярского края, Сталинобаде (Душанбе), г. Улан-Уде и г. Красноярске.

Устно д. Леня так же вспоминает о бабушке как об очень сильном педагоге. Рассказывал, что ее ученики при встречах легко общались с немцами из ГДР.

Воспоминания и архив Петровой Н.М.

Бабушка Нина много раз рассказывала, что она со своим будущим мужем училась в одном классе. В ее архиве сохранился аттестат о завершении школы №11 города Сталинобада. Что интересно – эта та же самая школа, что записана в трудовой книжке Серафимы Николаевны. Вывод, что будущая свекровь вела уроки и у сына и у невестки одновременно бабушка тут же подтвердила. С ее слов, Серафима Николаевна была очень авторитетной учительницей. Пользовалась большим уважением старшеклассников. А в первый год войны морально очень поддерживала учеников и делилась своими воспоминаниями о медсестринской работе в предыдущую войну.

Рассказ Гребневой Н.С. о своей работе

Гребнева Нина Сергеевна на вопрос о своей работе учителем рассказала:

Я с детства любила и успешно организовывала сверстников на различные общественные мероприятия, и мечтала работать учителем. Когда дело дошло до поступления, на пути в педагогический институт встала мате-матика. Чтоб ее не сдавать, я пошла на средне-специальное образование по специальности «художник – преподаватель». После окончания обучения ра-ботала художником по росписи керамики, а потом в детском саду воспи-тателем.

Жажда профессиональной реализации подтолкнула к продолжению обучения и несколько лет назад я поступила в МГИМО. На втором курсе я спросила в школе, где учится моя дочь о возможной практике. Вместо практики мне предложили сразу поступить в штат учителем, на что я с радостью согласилась. Уже 3 года я преподаю английский язык и это лучшая работа, которой я когда-нибудь занималась.

Весной 2019 года я защитила диплом бакалавра.

Поиск в сети Интернет и доступных печатных изданиях

В процессе поиска были исследованы на предмет биографических сведений по каждому члену семьи Wikipedia, а так же через поисковые системы выполнялся поиск упоминаний их имен.

Найдено очень большое число статей о наших архитекторах Владимире Николаевиче, Арсении Владимировиче и Екатерине Николаевне; художниках Злате Владимировне и Елене Владимировне. Подробное изучение найденных материалов показало, что с точки зрения целей данной работы их биографии не представляют значительного интереса.

С тем же результатом была изучена книга Крашенинникова о Владимире Николаевиче (3).

Архивный поиск

Для проверки и уточнения сведений, полученных от родственников, мы перешли к архивному поиску.

Уточнение биографии Петровой Серафимы Николаевны

Первым зафиксированным в трудовой книжке для Серафимы Николаевны местом работы является Стеклозаводская школа Емельяновского района Красноярского края. Сданные справки, подтверждающие 22 года предшествующего стажа, при приеме на работу должны были быть подшиты в ее личное дело в школе. Так же в личном деле фиксировалась и информация о полученном образовании. Личное дело хранится по месту работы, либо передается в муниципальный или региональный архив. Школа действует до сегодняшнего дня и в телефонном разговоре с отделом кадров школы нас направили в муниципальный архив. Написанный запрос:

Добрый день. Я сейчас исследую историю семьи и в рамках изысканий выяснил, что Петрова Серафима Николаевна 1895 года рождения в 1938/1939 учебном году работала в Стеклозаводской средней школе учителем немецкого языка.

Мне очень бы хотелось найти ее личное дело и особенно анкету, кото-рую она должна была заполнять при приеме на работу. При звонке в школу меня направили в районное управление образование, сообщив, что личные дела, возможно, могут храниться в отделе кадров управления.

Прошу подсказать наличии личных дел данного периода, а если отсутствуют - подсказать, куда они могли быть переданы на хранение?

Полученный ответ показал бесперспективность направления исследова-ния, т.к. пожар уничтожил, скорее всего, интересующие документы

На интересующий Вас исторический вопрос поясняем следующее. Данных документов за период работы Петровой Серафимы Николаевны в архиве и в отделе кадров управления образования нет.

Прием и увольнение директоров и учителей образовательных учреждений района осуществлялся в отделе кадров управления образования, а личные дела, карточки Т-2 хранились на местах, т.е. в том учреждении куда был принят работник (в Вашем случае это Стеклозаводская средняя школа). В связи с пожаром архива районного отдела образования в 1960г. сохранились книги приказов только с 1961 года.

Поиск по девичьей фамилии Максимовой Серафимы Николаевны по описям архивов Петербурга навел нас на несколько дел в РГИА. Архив по запросу предоставил нам цифровые копии личных дел студентов Максимовой Серафимы Николаевны (4) и Максимовой Екатерины Николаевны (5). Личные дела содержат аттестаты об окончании Оренбургской гимназии в 1912 и 1909 году соответственно; метрические свидетельства; заявления о зачислении Екатерины – на высшие женские политехнические курсы, а Серафимы – на высшие естественно-научные курсы. Так же имеется аттестат об окончании Серафимой Николаевной дополнительного 8го класса в гимназии города Златоуст с присвоением звания домашней учительницы. Интересно, что подписан последний аттестат председателем педагогического совета – Н.Максимовым – отцом ученицы.

Запросы сведений о трудовой биографии старших Максимовых

Запрос в НА республики Татарстан

Добрый день. В аннотации к ГРИА Шифр: Ф. 922 Оп. 1 Д. 334. упоминается ПОМ. ДИРЕКТОРА СЕМИНАРИИ Н.А. МАКСИМОВ. Это упоминание, в сочетании с имеющимися в семье воспоминаниями, дает основания предположить, что мой предок статский советник Николай Андреевич Максимов, в 1905 году имел должность пом.директора в Казанской учительской семинарии. Прошу выявить личное дело и другие документы в соответствующих фондах, которые позволят проверить предположение о должности. По выявленным документам прошу прошу изготовить цифровые копии с качеством 300dpi (при наличии фотоматериалов - для них 600dpi)

В ответ на запрос мы получили скан копии формулярного списка Николая Андреевича Максимова (6) и архивную справку с кратким изложением его содержания:

Следующий запрос позволил уточнить сведения о гимназическом обра-зовании:

Согласно информации в формуляром списке (ф.93.Оп.1.Д.813б.лл.23-29), Николай Андреевич закончил казанский университет в 1877 году. Хотелось бы выявить документы о его поступлении в университет и о его учебе. Особый интерес представляет метрика о рождении и свидетельство об окончании гимназии, которые он должен был предоставить при поступлении. Так же интересны сведения об успеваемости.

Полученный ответ:

Так же направлен запрос в НА Республики Башкирии:

Согласно «списка студентов Казанского университета за 1876-1877 год», Максимов Николай Андреевич 1854 года рождения из оберофицерских детей, православный, окончил Уфимскую гимназию.

Прошу выполнить поиск документов об обучении его в гимназии. Личного дела, списка учеников или иных документов, содержащих биографические сведения.

Кроме того, прошу найти метрическую запись о его крещении. Имена родителей по сохранившимся в семье записям: Андрей Иванович и Мария Павловна

Результат поиска – отрицательный: На запрос о работе Андрея Ивановича ответа от НА РБ пока нет.

Запросы для выяснения биографии отца Татьяны Константиновны

Подписи к фотографиям Константина Николаевича Максимова подтолкнули к гипотезе, что он был морским офицером. Для проверки предположения в РГИА ВМФ был направлен запрос:

Прошу дать указание о поиске информации о Максимове Константине Николаевиче, родившемся 17 июля 1885. Родители: Николай Андреевич и Мария Антоновна. Место рождения — вероятно, Казань. Интересуют его личные дела как гардемарина и о дальнейшей службе. При их обнаружении прошу выполнить цифровое копирование. На одной из имеющихся семейных фотографий он подписан как «гардемарин Костя» (приложено), что дает основания полагать, что он обучался в одном из заведений, чьи фонды хранятся в вашем архиве.

Полученный ответ разрушил гипотезу:

Источником сведений об отце могут быть анкеты и автобиографии самой Татьяны Константиновны. Для получения данных сведений было сфор-мулировано еще 2 запроса:

В ГА РФ (ЦХСФ): согласно описям Ф.А-385.Оп.19.Ед.Хр.9445 содержит дело с заголовком «Максимова Татьяна Константиновна» в фонде верховного совета РСФСР. Прошу выполнить цифровое копирование данного дела о награде родственницы.

Ключевые листы полученной копии ее наградного дела по присвоению звания заслуженного учителя РСФСР (7) приведены в приложении 2.

РГА СПИ: Прошу выполнить поиск и копирование партийно-учетных документов. Максимова Татьяна Константиновна 1919 г.р. умерла в г. Белебей Башкирской АССР в 1983 году.

Учетная карточка из полученных документов (8) – в приложении 3

В полученных комплектах документов наибольший интерес представляет собственноручно написанная Татьяной Константиновной автобиография. Из нее выяснилось, что «отец вступил в 1919 году добровольно в красную армию с батальоном солдат». Других сведений о его биографии пока выявить не удалось.

ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ РОДА МАКСИМОВЫХ

Поколенная роспись составлена согласно правилам генеалогических исследований. Представители рода пронумерованы следующим образом: В каждом следующем поколении к номеру отца или матери добавляется через точку номер по порядку ребенка в родительской семье. При этом не все представители рода существенны для данного исследования, поэтому в нумерации имеются пропуски.

Поколение 1

1. Максимов Андрей Иванович. Учитель в народном училище города Стерлитамак. Вышел в отставку в 1882 году в чине титулярного советника.

Поколение 2

1.1. Максимов Николай Андреевич (1854-1926)

Окончил Уфимскую гимназию и в 1877 году физико-математический факультет Казанского Императорского университета. С 1877 по 1906 год. Работал учителем математики в татарской учитель-ской семинарии. Поднялся в должности до заместителя директора учебного заведения и был произведен в чин статского советника. За успехи в педагогической деятельности награжден орденами св. Станислава 3 и 2 степеней и св. Анны 3 и 2 степеней. (4) С 1906 по 1912 работал в Оренбурге На 1913 год – председатель педагогического совета в Златоусте (7) На 1917 год – учитель математики в реальном училище Белебея (1).

Поколение 3

1.1.1. Максимов Владимир Николаевич (1882-1942). Архитектор-художник. Профессионально не занимался педагогической деятельностью, но дал своему сыну Арсению полноценное домашнее образование, позволившее последнему быть главным архитектором Кёнигсберга с 1945 по 1974 год.
1.1.2. Максимов Константин Николаевич (1885-1926), отец Т.К.
1.1.4. Максимова Екатерина Николаевна (1891-1932). Архитектор. 2 года преподавала физику в 9летке города Белебей и спец. предметы в технической школе.
1.1.5. Петрова (Максимова) Серафима Николаевна (1895-1977). Образование: гимназия города Златоуст в 1912 году: получила звание домашней учительницы. Петербург, естественно-научных курсах М.А. Лох-вицкой-Скалон с 1912 по 1917 год (7). С 1938 по 1954 год учитель немецкого языка в школах Красноярского края, Сталинобаде (Душанбе), г. Улан-Уде (10).

Поколение 4

1.1.1.1 Смирнова (Максимова) Ирина Владимировна (1906-1982).
1.1.1.2 Максимова Елена Владимировна (1908-1993). Художник.
1.1.1.3 Максимов Арсений Владимирович (1912-2003). Архитектор - художник.
1.1.1.4 Максимова Злата Владимировна (1918-2003). Член союза художников СССР
1.1.2.1 Максимова Татьяна Константиновна (1919-1983) Училась в школе №1 города Белебей и Башкирском государственном педагогическом институте. С 1941 года работала учителем истории. БГПИ окончила заочно с отличием в 1948 году. Указом президиума верховного совета РСФСР от 11 мая 1963 года Татьяне Константиновне присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» (9) Решением исполкома от 17.12.1981 г. № 25-420, за большие заслуги в экономическом и культурном развитии города и коммунистическом воспитании трудящихся и в связи с 200-летием со дня основания г. Белебея, признана почетным гражданином города. (9)
1.1.4.1 Максимов Никита Константинович (1922-1995)
1.1.5.1 Петров Владимир Леонидович (1924-1990)

Поколение 5

1.1.1.4.1 Смирнова Наталья Константиновна (1938). Окончила Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова. Художник-иллюстратор и преподаватель художественной школы.
1.1.4.1.2 Максимова Екатерина Никитична (1951) Окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ). 17 лет преподавала в МГТУ им.Баумана компьютерную грамотность для ру-ководящих работников Минвузов союзных республик 20 лет преподавала информатику в колледже. Награждена грамотой Минобразования. Ветеран труда.
1.1.5.1.1 Петров Константин Владимирович (1950)
1.1.5.1.2 Никитина (Петрова) Елена Владимировна (1957)

Поколение 6

1.1.5.1.1.1 Петров Алексей Константинович (1975)
1.1.5.1.2.1 Гребнева (Никитина) Нина Сергеевна (1984). С 2017 – учитель английского языка в школе гор. Одинцово. Диплом бакалавра МГИМО полу-чен в 2019 году

Поколение 7

Наше поколение еще молодое и только начинает трудовой путь. Здесь важно не столько уже сделанное, сколько направление устремлений и обучения.
1.1.5.1.1.1.1 Петрова Мария Алексеевна (1997). Бакалавр, студент 1 курса магистратуры биологического факультета МГУ. Зарабатывает на жизнь репетиторством. По окончании обучения, видит себя биологом-исследователем и преподавателем в ВУЗе
1.1.5.1.1.1.2 Петрова Елена Алексеевна (1999). Художник. Занимается росписью керамических изделий
1.1.5.1.1.1.3 Петрова Анна Алексеевна (2001). Студент 3 курса колледжа. Получаю образование по направлению «художник, мастер по металлу, преподаватель» По окончании колледжа собираюсь продолжить образование в педагогическом ВУЗе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы исследовали биографии 7 поколений рода Максимовых. В каждом поколении выявлены педагоги. Многие представители рода имеют государственные награды за успехи в педагогической деятельности. С другой стороны, в нашем роду «флаг» учительства не передавался от родителей к детям, а «блуждал» по разным ветвям генеалогического древа.

Таким образом, мы можем утверждать, что учительская династия рода Максимовых имеет место в 7 поколениях в течение последних, как минимум, 170 лет. При этом педагогические таланты выглядят скорее врожденными, чем результатом воспитания в семьях, т.к. учителя, в основном, рождены у родителей, не имеющих педагогического образования.

Попутно мы обнаружили, что в последних 5 поколениях рода Максимовых можно так же увидеть и династию художников.